Ваш ребенок – пятиклассник
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:37

Ваш ребенок – пятиклассник

 Методист отдела ППО
Блажчук Елена Сергеевна

Окончание начальной школы - стрессовое событие в жизни ребенка. Для пятиклассника все оказывается новым. Такой переход знаменует собой конец детства, начало взрослой жизни ребенка. Ребенок сталкивается с новой системой обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, повышается уровень ответственности, темп учебной деятельности.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, в то время как другие остро переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Переход к обучению в среднем звене, как правило, сопровождается периодом адаптации продолжительностью 2–4 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Необходимо отметить, что успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

В 5 классе коренным образом меняются условия обучения, вследствие чего возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка.

В данный период времени дети нередко кардинально меняют свое поведение — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

 Среди трудностей, влияющих на школьную адаптацию в данном возрасте? можно выделить следующие:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

 Данные факторы способствуют проявлению следующих признаков нарушения адаптации пятиклассников:

 - усталый, утомленный внешний вид ребенка;

- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

- нежелание выполнять домашние задания;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

- жалобы на те или иные события, связанные со школой;

- беспокойный сон;

- трудности утреннего пробуждения, вялость;

- постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 Несмотря на трудности, все переживания, характерные для данного возраста естественны и выступают в качестве необходимого фактора взросления, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в настоящей ситуации.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Это поможет вашему ребенку более эффективно решать проблемы в школе. Воодушевляйте его на рассказ о школьных делах. Находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе: спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.  Формируйте у ребенка уважительное отношение к педагогам, прививайте любовь к школе. Не допускайте негативные высказывания об учителях и школе в его присутствии. При возникновении конфликтных ситуаций, помогите ребенку осмыслить свою позицию и принять верное решение.

Пятиклассник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и ему необходимо научиться учитывать эти требования, преодолевать связанные с этим трудности. Поэтому важно, чтобы родители в нужный момент объяснили, с чем связаны эти различия, помогли ребенку справиться с возникающими трудностями.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, обязательно помогите ему (но не делайте за него задание). Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за соблюдением этих установок. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость по этому поводу. И выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).

 - Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

 - Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 Преодоление сложностей адаптационного периода укрепит у ученика чувство взрослости, уверенности в себе. Важно только помочь пятикласснику освоить этот новый для него статус.

Список литературы: 

1. Нургалиева В.Ф. Методические разработки по теме "Памятки для родителей". - режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/08/06/pamyatki-dlya-roditeley

2. Мазова Г.С. Возрастные особенности пятиклассников. - режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/11/10/vozrastnye-psikhologicheskie-osobennosti

 

Copyright MyCorp © 2017