Трудности обучения чтению школьника с логопедическими проблемами
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 18:25

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ШКОЛЬНИКА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ УЧЕНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ

Карнаухова А.Ф.,
учитель-логопед ОГБУ «БРЦ ПМСС»

Опыт многих поколений показывает, что без чтения нет человека как личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения [4].

Но, прежде чем школьник научится получать эстетическое наслаждение от общения с книгой, проходит сложный путь становления его как читателя вдумчивого, размышляющего, увлечённого.

Ещё в дошкольном детстве должны полноценно и вовремя сформироваться все условия и предпосылки для чтения.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный. Задача родителей, педагогов, врачей обеспечить сохранность этих анализаторов.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, затем буква соотносится с соответствующими звуками и прочитывается. После этого прочитанное слово сопоставляется с его значением и происходит понимание читаемого, а это является основной целью чтения.

Чтобы этот алгоритм работал, школьнику необходимо владеть чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, уметь осуществлять звукобуквенный анализ.

Если этого не происходит, значит мешают логопедические проблемы, не решённые в дошкольном возрасте, а именно:

  1. несформированность звуковой стороны речи;

  2. незаконченность формирования фонематического восприятия;

  3. бедность словарного запаса;

  4. нарушения в грамматическом оформлении речи;

  5. ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

  6. неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;

  7. низкий уровень операций отвлечения и обобщения;

  8. слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями [2].

Что же приводит к возникновению этих проблем?

Наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Проблемы с чтением бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга (при алалии, афазии, дизартрии).

Функциональные причины могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями, недостаточным вниманием к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, неправильной речью окружающих, дефиците общения, билингвизмом. Эти факторы приводят к задержке формирования психических функций, необходимых для чтения.

Таким образом, нарушения процесса чтения провоцируют: патология беременности, родов, асфиксия, травмы головы, инфекции, генетические факторы.

Расстройства чтения часто бывают у детей с тяжёлыми нарушениями устной речи, с нарушенным слухом, с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, с детскими церебральными параличами, у детей с умственной отсталостью.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребёнка, следует реально оценить состояние его здоровья. Если что-то беспокоит в его речевом развитии, обратиться за консультацией к специалисту.

В нашей стране часто логопеды обследуют ребёнка, когда ему исполняется пять лет. Этому есть объяснение: становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, никто не вмешивается в этот процесс. А когда речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за работу. Это неправильно, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Итак, доверим решение дошкольных логопедических проблем ребёнка специалисту-логопеду. Однако, пройти этот путь, ведущий к правильно сформированной речи, а значит и к умению читать, без помощи педагогов и родителей ребёнку не удастся.

В последние годы отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. К таким детям нужен специальный подход, особое внимание и квалифицированная систематическая помощь учителей и родителей.

Среди трудностей усвоения учебного материала на первом месте часто стоят нарушения чтения, в частности, процесс овладения навыком чтения.

Типичными отклонениями в развитии читательского навыка у школьников являются: длительное применение послогового способа чтения, побуквенного чтения в слогах со стечением согласных, изолированного прочтения конечного согласного в слове; отсутствие пауз при чтении, отрывистое или слитное чтение, трудности интонационного оформления предложений, затруднения в использовании логического ударения, монотонность чтения; ошибки на замены букв, нарушения звуко-слоговой структуры слов, аграмматизмы, повторы букв, слогов, целых слов; ошибки угадывания; непонимание смысла читаемого текста, затруднения в воспроизведении прочитанного.

В психолингвистической литературе определён круг наиболее важных операций, необходимых для формирования навыка чтения:

– правильное соотнесение графемы с фонемой;

– умение делить слово на слоги;

– умение видеть предложение как законченную смысловую единицу;

– иметь представление о знаках препинания и применять их в процессе чтения;

– правильное соотнесение пауз и интонации со знаками препинания;

– умение прогнозировать в процессе чтение [1].

Значительная часть детей с нарушениями речи испытывает затруднения в овладении чтением из-за недостаточной разработанности приёмов и средств обучения читательской деятельности, которые учитывают психическое развитие детей с логопедическими проблемами. Некоторые трудности возникают из-за того, что педагоги не учитывают существующие методические рекомендации к обучению чтению, отводят мало времени на усвоение того или иного навыка.

Позволим себе дать ряд рекомендаций педагогам, в чьих классах учатся дети с логопедическими проблемами, затрудняющими работу с читателем-школьником:

1. В случае возникающих у детей трудностей автоматизации связи между буквой и звуком можно использовать жесты руками. Жест, являясь оптико-моторным образованием и сочетающим в себе черты как буквы, так и звука, способствует закреплению связи "буква-звук". Причем, порядок изучения букв в данном случае должен быть следующим: сначала предъявляется буква, затем ее обозначают специальным жестом, который знаком детям по предварительной работе по формированию фонематических представлений, восприятия, анализа и синтеза [1].

2. Для формирования плавного послогового чтения и чтения целыми словами следует у учащихся формировать навык ориентации на гласную в печатном слове как границу слога, вводить жестовое прочтение слов по слогам, что облегчит усвоение навыка зрительного слогоделения. Прежде чем перейти к чтению длинных, сложных слов необходимо осуществлять работу по развитию способности прочтения всех основных типов слогов русского языка с постепенным усложнением слоговой структуры слов. В данный раздел работы необходимо включать приемы по формированию целостной картины восприятия [1].

3. При чтении небольших текстов следует проводить работу по формированию элементов выразительности - верным употреблением пауз, повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций. При этом необходимо установить связь между соответствующими знаками печатного текста (с точкой, запятой, вопросительным, восклицательным знаками и т.п.) и их функциональной нагрузкой. Важным средством в образовании условных связей между выразительностью устной речи и структурными компонентами письменной будут выступать жесты [1].

4. Для формирования сознательного отношения к процессу чтения, как способу получения информации, а также представлений о тексте как едином смысловом и грамматическом целом следует развивать грамматическое и смысловое прогнозирование. Причем, данную работу лучше включать в тот период, когда у учащихся уже имеются определенный уровень развития техники чтения, достаточный объем зрительного восприятия и получены представления о грамматической сочетаемости слов в устной речи. Работу над грамматическим предвидением следует рассматривать как актуализацию в процессе чтения полученных грамматических представлений. При этом уроки чтения можно использовать для закрепления соответствующей грамматической темы [1].

5. Работа над смысловой стороной чтения должна осуществляться с самых ранних этапов обучения, поэтому уже при чтении слогов необходимо использовать не бессмысленные слоги, а слова-слоги [1].

6. Для увеличения объема кратковременной памяти рекомендуется использовать зрительные диктанты, учитывая при этом следующее: структура предложений, их лексический состав должны соответствовать речевым возможностям учащихся. Предъявление каждого последующего набора предложений осуществляется при условии верного воспроизведения предыдущего. Если же отмечаются ошибки, то детям необходимо предложить набор с таким же количеством букв [1].

7. Для преодоления трудностей формирования целостных приемов восприятия следует применять прием чтения предложений блоками, группами слов за ограниченный период времени [1].

Данные методы и приемы работы будут способствовать совершенствованию пропедевтической работы в отношении нарушений чтения у учащихся с логопедическими проблемами на уроках обучения грамоте, а также могут выступать как средство коррекции дефектов чтения во 2-5-х классах. В свою очередь, это будет иметь непосредственное отношение к предупреждению трудностей дальнейшего становления читательской деятельности, к повышению успеваемости школьников и по другим общеобразовательным предметам [1].

Родителям и воспитателям групп продлённого дня классный руководитель может дать следующие советы по развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения:

  1. важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Это создает раздражение и запоминается. Поэтому тренировка в чтении должна проводиться порционно;

  2. продуктивно чтение перед сном. Впечатления, полученные от интересной книги перед сном, прививают и укрепляют вкус к чтению;

  3. для ребёнка, который не любит читать (значит у него возникают трудности при чтении), подойдёт щадящее чтение. В режиме щадящего чтения ребёнок читает одну или две строчки и отдыхает. Такой режим легко осуществить во время просмотра диафильмов. Прочитал две строчки под кадром – отдохнул, посмотрел картинку, снова прочитал и т.д.;

  4. хорошие результаты даёт «жужжащее» чтение: все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение пяти минут;

  5. бывает так, что, читая предложение, ребёнок, дочитав до третьего (четвёртого, пятого) слова забывает первое. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Помогают в этом зрительные диктанты. Примерно через месяц ежедневных тренировок появятся первые результаты;

  6. эффективны коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста:

а) многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот-же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки;

б) чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста;

в) чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться [3];

  1. игра «Буксир»:

а) взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Дети читают вслух, стараясь успеть за взрослым;

б) взрослый читает вслух, дети про себя. Взрослый останавливается, дети продолжают читать;

  1. игра «Голова и хвост». Взрослый или ребёнок начинает читать предложение, а остальные дети должны быстро его найти и продолжить чтение;

  2. игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении;

  3. на доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение;

  4. «сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации [5].

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Это сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Это может быть рабочая библиотека, помогающая в повседневной учебной и внеучебной деятельности: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Или приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Здесь родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г, Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в библиотеках, в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где он может выбрать необходимую именно ему книгу.

Итак, чтобы ребенок стал читателем активным, думающим, творческим, необходимо приложить определенные усилия.

Например, семейное чтение. Даже если дети уже научились читать сами, они по-прежнему нуждаются в том, чтобы им читали вслух. Родительское чтение определяет для ребенка зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, он воспринимает с вашего голоса и, если книга ему понравится, через некоторое время обязательно вернется к ней еще раз, уже самостоятельно.

Семейный театр. Хороший способ вжиться в текст – поставить домашний спектакль, кукольный или драматический. Спектакль позволяет отстраниться от текста, посмотреть на него несколько со стороны и поделиться своим прочтением со зрителем.

Чтение про себя. Доказано, что при чтении про себя уровень и скорость восприятия текста увеличиваются в несколько раз. Лишь читая про себя, ребенок остается один на один с книгой.

Самостоятельное детское чтение – процесс очень деликатный и даже интимный. Поэтому регулировать его нужно незаметно, исподволь формируя у ребенка читательский вкус.

Не навязывайте ребенку книги, которые он не хочет читать: выбор книг во многом зависит от характера ребенка, от его психологического типа, и его вкус вовсе не обязательно будет совпадать с вашим.

Не торопите маленького читателя. У каждого ребёнка свой темп восприятия текста.

Не стоит сердиться, если ребенок много раз перечитывает одну и ту же книгу. Многие психологи и педагоги полагают, что многократное перечитывание как раз и свидетельствует об осознанном читательском творчестве.

Не требуйте, чтобы ребенок непременно пересказывал вам прочитанное, не проверяйте «на знание текста». Чтение – не учеба, не обязанность, а удовольствие [6].

Интерес к указанной проблеме обуславливается важной ролью чтения в процессе усвоения знаний. Его значение всё возрастает в современных условиях информационного взрыва, роста объема научно-технической информации, а также совершенствования системы образования, когда с' развитием дифференциации и индивидуализации обучения большое внимание уделяется самообразованию школьников. Приобретение прочного навыка чтения на начальном этапе школьного обучения имеет большое значение для развития речевой культуры учащихся, реализации их интеллектуальных и творческих возможностей.

Список использованных источников

  1. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении [Текст] / Т. А. Алтухова. –Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. – 113 с.

  2. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция [Текст] / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – ТЦ «Учитель», 2000. – 70 с.

  3. Сальникова, Т. П. Методика обучения чтению [Текст] / Т.П. Сальникова. – М., 2000. – 180 с.

  4. Соболева, А. А. Чтение с увлечением [Текст] / А. А. Соболева. – М.: Карапуз, 2003. – 108 с.

  5. Соболева, А. А. Школа рационального чтения: Курс обучения чтению самых маленьких [Текст] / А. А. Соболева. – М.: ШРУ, 1990. – 240 с.

  6. Штейн, А. Искусство быть читателем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.za-partoi.ru/iskusstvo-chteniya.html, свободный. Загл. с экрана.

 

Copyright MyCorp © 2017