Рекомендации по составлению программы
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2017, 08:09

Рекомендации по составлению программы работы с подростками,
причисляющими себя к неформальным молодежным объединениям

Формирование неформальных молодежных объединений происходит в процессе сплочения подростков в отдельную социальную группу, которая является для них собственным социумом или субкультурой, предоставляющей возможность реализовать свои интересы. Данные объединения характеризуются отсутствием единых возрастных границ, молодые люди имеют различные уровни воспитания и образования. В рамках образовательной организации это, как правило, подростки, поведение которых отличается от общепринятых норм, стремящиеся к достижению собственных интересов. Подростковый возраст является сенситивным для формирования и реализации «неформальности» поведения. Данный возрастной этап характеризуется наличием множественных систем ценностей, демонстративным поведением, что обуславливается потребностью социального экспериментирования. Участие подростков в том или ином объединении часто определяется ситуативными факторами, либо сходством идеологии данного движения с личными предпочтениями. Демонстративные формы поведения и транслирование определенных норм и ценностей обуславливаются в основном не личными особенностями, а принадлежностью к определенному неформальному объединению. В связи с этим:

  • молодежные объединения и субкультуры формируются для удовлетворения базисных потребностей;
  • субкультуры предоставляют молодым людям возможность реализовать собственные интересы, определить собственное место в жизни.

Неформальные объединения – это вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Неформальное объединение не подпадает под общее определение «общественное объединение» (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»): «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели)».

С юридической точки зрения, такая форма объединения не является юридическим лицом и не является официально созданным общественным объединением без юридического лица (подобная форма регистрируется в уведомительном порядке).

Нельзя игнорировать факт принадлежности подростка к молодежным неформальным объединениям, так как под влиянием определенных факторов неформальность способна трансформироваться в крайние формы поведения. При составлении профилактической программы, для правильного определения цели и задач необходимо учитывать как основные функции молодежных объединений, так и узкие характеристики. Это позволяет определить причины и мотивацию вступления подростка в данное молодежное объединение.

Функции молодежных субкультур:

  • Социализация. У подростков, характеризующихся общностью интересов, возникает потребность в общении друг с другом. Это способствует развитию коммуникативных навыков, что часто в подростковом возрасте вызывает затруднения.
  • Отреагирование негативных эмоций и переживаний.
  • Компенсация. Подростки чаще всего выбирают кумиров, обладающих определенными качествами, тем самым компенсируя их отсутствие у самих себя.
  • Конструктивно-творческая функция.

Необходимо отметить, что молодежные объединения, существующие в демократическом обществе, характеризуются наличием жесткой идеологической системы и имеют протестный характер. Психолого-педагогическая интервенция необходима только в тех случаях, когда принадлежность к неформальному молодежному объединению подразумевает принятие норм, правил и ценностей, неприемлемых в современном обществе. В других случаях нарушения поведения подростка могут быть обусловлены другими факторами, например его социальным окружением.

Принадлежность подростков к тем или иным неформальным молодежным объединениям, как правило, ограничивается тремя (+/- 1) годами. Выход молодых людей из данных организаций сопровождается изменением социального статуса и появлением определенности в собственном будущем.

Целевыми группами профилактической программы могут являться подростки, педагоги, родители.

Методы проведения диагностического этапа.

Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение характеристик конкретной субкультуры.

Метод наблюдения позволяет выявить произошедшие перемены в  поведении и образе жизни подростка, определенные личностные характеристики, отношение окружающих к данным переменам.

Беседа с подростком должна быть направлена на выяснение субъективно важных функций, предоставляемых ему конкретной неформальной организацией, причин ее значимости, а также возможных альтернативных традиционных вариантов. Беседа, как психологический метод сбора анамнеза позволяет выявить социально-психологические связи конкретного ребенка, его морально-ценностных ориентаций, а также характер детско-родительских отношений.

Анкетирование и тестирование направлены на изучение: психологических особенностей, необходимых для разработки коррекционно-развивающей программы; детско-родительских отношений и условий воспитания для определения роли семьи в работе с подростком и разработке практических рекомендаций для родителей.

Примерный перечень психодиагностического инструментария:

  • Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
  • Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.
  • 16-PF-опросник Р. Кетелла.
  • Опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека.
  • Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
  • Опросник Басса-Дарки.
  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко.
  • Исследование волевой саморегуляции А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана.
  • Опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого.
  • Цветовой тест Люшера.

Основной этап профилактической программы должен разрабатываться с учетом анализа характеристик определенной молодежной неформальной организации или субкультуры, результатов психодиагностического обследования. Одной из предварительных процедур можно считать разработка примерного плана  работы.

Алгоритм составления плана работы:

  • подробное изучение неформальной молодежной организации или субкультуры (идеология большинства субкультур предполагают транслирование деструктивных форм поведения (аддиктивное, авитальное)). В данном случае субкультура или неформальное молодежное объединение может являться дополнительным фактором риска, детерминирующим поведенческие особенности подростка. Следует отметить, что главным направлением работы является не профилактическая работа с субкультурой, а – с деструктивными формами поведения  составить психолого-педагогическую характеристику подростка (индивидуальные характеристики, личностные особенности, ведущие моральные качества, черты характера, наиболее притягательные аспекты субкультуры, индивидуальную интерпретацию субкультуры).
  • Выбор адекватных методов, направленных на: коррекцию негативных личностных черт, развитие коммуникативных навыков. При выборе форм работы необходимо учитывать, что подростки  более активны в поисковых формах деятельности и поведения, в нестандартных проектах.
  • выбор форм работы с  педагогами и родителями, предоставляющих им информацию об особенностях подростков, включенных в систему неформальных молодежных объединений, развитие умений моделировать условия, при которых тенденция неформальности не сможет стать доминирующей в рамках образовательной организации.
  • Использование модели комплексного сопровождения подростков, основанное на межведомственном взаимодействии. Условия реализации программы.

Таким образом, основное условие успешной реализации профилактических программ – наличие высококвалифицированного  кадрового потенциала, как в образовательных организациях, так и на уровне межведомственного взаимодействия.

Copyright MyCorp © 2017