Раннее развитие ребенка: обзор методик
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.07.2017, 13:48

Раннее развитие ребенка: обзор методик

Карнаухова А.Ф.
учитель-логопед отдела ДК и КРР
ОГБУ «БРЦ ПМСС»

Практикующие логопеды в процессе обследования детей, поступающих в группы компенсирующей направленности, все чаще констатируют недоразвитие не только речевой функции, но и низкий уровень развития психических процессов.

Дети старшего дошкольного возраста часто путают названия цвета, не имеют в словаре элементарных обобщающих понятий («овощи», «фрукты», «одежда» и т.д.), не могут выделить четвертый лишний предмет. У них слабая зрительная и слуховая память, низкий уровень развития внимания, трудности в овладении простейшими мыслительными операциями и т.п.

Следует отметить недоразвитие общей и мелкой моторики старших дошкольников. Дети проявляют общую моторную неловкость на музыкальных занятиях во время разучивания танцевальных построений, подвижных ритмичных игр, при выполнении упражнений на занятиях по физической культуре. Они испытывают трудности во владении карандашом, кисточкой, ножницами.

Наблюдается несформированность фонематического слуха и восприятия, характеризующиеся фонематическим недоразвитием, когда ребенок не верно воспринимает звуки речи на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность, что, в дальнейшем, представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является фактором риска возникновения дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

В силу различных причин, число детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относится описываемая категория детей, увеличивается с каждым годом. В условиях ДОО к коррекционно-развивающей работе с ребенком подключается педагог-психолог. Не у всех детей с ОВЗ удаётся полностью скорректировать нарушенные речевые функции и психологические процессы. Как правило, эти дети продолжают обучение в начальной школе по адаптированной образовательной программе.

В последние годы в системе образования возрастает востребованность психологических и логопедических услуг, так как в новых стандартах образования большое внимание уделяется вопросам психологического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его соматического и психического здоровья. Основой научно-практического подхода для реализации этих задач являются фундаментальные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского [1].

Необходимо отметить, что большинство детей с ОВЗ не имеют тяжелых заболеваний, органических или неврологических, и могли бы успешно осваивать учебную программу, если бы соответствующая помощь была оказана на ранних этапах развития.    

Кто же и когда может оказывать подобную помощь? Специалисты, ученые и педагоги, полагают, что, конечно же, первыми помощниками и педагогами должны стать родители. Поэтому необходимо широко популяризировать возможность раннего развития детей среди родителей, которые, чаще всего, не видят необходимости этого.

На сегодняшний день имеются многочисленные доказательства существования определенных сенсорных способностей у плода. Указывается, что уже на 30 неделе пренатального развития структуры среднего и внутреннего уха, слуховой нерв и нервные пути являются достаточно зрелыми для функционирования. По данным Ляксо Е.Е. [7], цитоархитектоническое и аксональное созревание слуховой коры начинается с 16 недели пренатальной жизни, что выявлено с помощью гистологического и иммунопатологического методов.

Из выше сказанного следует, что воздействие звуковой среды на слуховую систему ребенка можно целенаправленно начинать еще до его рождения.

Существует несколько методик раннего развития ребенка, направленных на предупреждение влияния негативных факторов (различные неблагоприятные воздействия: травмы, инфекции, интоксикации, внутриутробные патологии), имеющих место во время течения беременности и в послеродовом периоде и влияющих на формирование и созревание нервной системы ребенка и, следовательно, на развитие речи.

Первая система раннего развития ребенка – это методика одного из основателей Института раннего развития ребенка Глена Домана [2]. На сегодняшний день она является одной из самых эффективных. Данную систему во всем мире с большим успехом используют для раннего развития детей.  

Принцип данного метода основан на том, что у маленьких детей лучше всего развито зрительное восприятие. Для того чтобы начать заниматься с ребенком, необходимы специальные карточки. Эти карточки можно купить в специализированных магазинах или изготовить их самостоятельно.

Методика Сесиль Лупан [6] фактически интерпретирует методику Глена Домана. Ее методика, описанная в книге «Поверь в свое дитя», сводится к тому, что малышу требуется не столько опека – внимание, сколько интерес – внимание. Родители должны помогать малышу осваивать новое, если они заметят, что он заинтересовался чем-то; не ограничивать его кругозор; обучать в игре, прекращая занятие до того, как малыш устанет. Лупан рекомендует набраться терпения, и результат придет.

Методика Зайцева [3] – это система, представляющая из себя набор их кубиков и табличек. Кубики не только имеют разный размер и цвет, но и оснащены мелодиями. Кроме того, на них написаны все возможные варианты слогов, присутствующие в русском языке. Предназначены они для обучения детей чтению, счету и письму.

На данное время этот метод специалисты по раннему развитию считают одним из лучших при обучении детей чтению с первого года жизни. Несмотря на то, что кубики Зайцева рекомендованы для домашних занятий детям с 2-х летнего возраста, методисты на специализированных занятиях используют их при работе с полугодовалыми детьми. Многие родители успешно обучают чтению своих детей, не достигших годовалого возраста. В среднем, через 8-10 занятий малыш с легкостью может найти из нескольких вариантов свое имя, которое мама выкладывает из кубиков.

Методика Китаева и Трунова [5] — это система воспитания и развития малыша, начиная со времени внутриутробного развития и до достижения ребенком годовалого возраста. Она описана в книге «Экология младенчества». В ней представлен не слишком традиционный взгляд на рост и развитие малыша до 1 года.

Данная методика предлагает родителям развить врожденные детские рефлексы при помощи динамической гимнастики, способной удовлетворить в полной мере потребность ребенка в двигательной активности.

Методика Никитиных [9] — это принципиально новый метод воспитания и оздоровления ребенка в семье. Она основана на активном использовании игр и упражнений в игровой форме, которые названы самими их составителями (родителями 7-х детей) «Ступенями творчества». Они ориентированы на развитие творческих способностей и логического мышления, заложенных в малыше от природы. Применение с раннего возраста развивающих игр дает ребенку потенциал для активного мышления, самостоятельного решения постепенно усложняющихся задач и расширения творческих возможностей в выполнении упражнений.

Методика Марии Монтессори [8] основывается на весьма необычном подходе к раннему развитию ребенка. Самый главный ее принцип и девиз – «Помоги мне узнать все самостоятельно!». Автор утверждает, что наиболее оптимальный вариант развития ребенка – самостоятельное развитие, инициатива, обозначение своих потребностей и интересов и, соответственно, самостоятельное их удовлетворение.

Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер [10].

Данная методика направлена на развитие человека и его способностей. Воспитатели в вальдорфском детском саду и, соответственно, родители детей, посещающих подобный сад, избегают любой нагрузки на память ребенка и, особенно, обучения чтению и письму. До семи лет предпочтение отдается физическому и творческому развитию детей, которое основано на примере и подражании.

Эта методика предполагает неторопливый темп обучения «с щадящим голову содержанием» [10].

Масару Ибука [4] является автором новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста. В своей теории, гласившей «После трех уже поздно», автор отметил, что «согласно последним исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов», и маленькие дети могут научиться чему угодно, легко усвоить то, что в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. Он говорит, что все новое детьми усваивается почти мгновенно и что дети готовы учиться всегда.

Представленные методы, приёмы и способы раннего развития ребёнка могут быть спорными, не однозначными. Но из всего выше сказанного можно сделать вывод – необходимо направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста. Цель раннего развития – создать для ребенка такие условия, чтобы он рос здоровым, умным и добрым.

Литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

2. Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996. 

3. Зайцев Н. Методика Николая Зайцева или учимся всему и сразу. Изд-во СОВА, 2007.

4. Ибука Масару.  После трех лет уже поздно. Издательство: Альпина нон-фикшн, 2011.

5. Китаев М., Трунов Л. Экология младенчества. Первый год. Изд-во: Центр ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ фирмы СОЦИННОВАЦИЯ, 1993. 

6. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. Изд-во: ЭКСМО; 2014. 

7. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни. // Российский физиологический журнал. - М.: Изд-во Солютис, 2003. -Т.89. №2. С. 207-218.

8. Монтессори Мария. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития. М: Карапуз, 2001.

9. Никитины Л. И Б. Методика Никитиных. М.: Эксмо,2009.

10. Штайнер Рудольф. Принципы вальдорфской педагогики. Издательство: Лонгин, 2012.

Copyright MyCorp © 2017