ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКУ ПРИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.06.2017, 17:08

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКУ ПРИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Старший методист отдела ДК и КРР
Чурносова Ольга Александровна

При поступлении в школу первоклассник принимает резкие перемены в новых социальных условиях жизни: ведущей становится учебная деятельность,  напряженный режим дня, новые друзья и одноклассники, новые авторитетные взрослые - учителя, и, прежде всего, классный руководитель, предъявляющий требования, единые для всех учеников класса, которые необходимо принять и неукоснительно выполнять, личные школьные принадлежности, которые необходимо самостоятельно содержать в порядке и уметь ими пользоваться, и, наконец, принятие нового социального статуса - «Я - ученик».

Со всеми этими, и многими другими новообразованиями и требованиями школы, неподготовленному ребенку очень тяжело справиться самостоятельно. Часто родители первоклассника сами не готовы к таким переменам, они представляют, что их ребенок уже взрослый и обязан сам справляться со своей учебной деятельностью, с приготовлением уроков, не задумываясь о том, что, скорее всего, весь первый класс ребенку будет необходима максимальная поддержка. Если не помогать ребенку адаптироваться к новым условиям школы, то  это может привести к неврозам, эмоциональному срыву, дальнейшей задержке психического развития и отрицательно сказываться на общем состоянии здоровья ребенка, в некоторых случаях стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию.

В связи с этим, специалисты ОГБОУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» рекомендуют родителям первоклассников придерживаться следующих советов психологов и педагогов.

Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первокласснику полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - говорит усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ученик ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации ребенок скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант - сесть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что - не очень.

За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

Между выполнением уроков следует делать перерывы: 15-20 минут занятий - 5 минут отдыха.

Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку - обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

Будите утром ребёнка спокойно, без спешки. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш ровный спокойный голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время и научить этому вашего первоклассника – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребенка в этом нет.

Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, скажите несколько ласковых слов.

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь побольше терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..», иначе теряется учебная мотивация. Учиться нужно для того «чтобы много знать, быть умным, быть интересным в общении, культурным и вежливым», а не для того, что «если я буду хорошо учиться, родители мне купят планшет, телефон и т.д.»

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку, ему сейчас очень важно, чтобы вы были рядом, не теряйте свою социальную роль мамы, папы, и свой авторитет.

Очень важно выбрать единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Таким образом, путь к успешной адаптации первоклассника - понимание трудностей, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, спокойная родительская уверенность в его возможностях, поддержка и наставления учителей. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями в адаптационный период к школьному обучению.

 

Список использованной литературы:

1.Корнеева Е.Н., Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000 г.

2.Алла Баркан, Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс», 2000 г.

3.Алоева М.А., Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс.- 2007 г.

Copyright MyCorp © 2017