НЕУГОМОННЫЕ НЕПОСЕДЫ
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:39

НЕУГОМОННЫЕ НЕПОСЕДЫ

 
педагог-психолог
Иванова Татьяна Анатольевна

Неугомонные непоседы, которым не сидится на месте, гиперактивные дети, неспособные сосредоточиться, известны любому специалисту. Родители жалуются, что они непослушны, иногда просто неуправляемы. Учителя заявляют, что они неудержимы, все сносят на своем пути, игнорируя требования соблюдать дисциплину. Они не поддаются социализации, плохо адаптируются в детском саду и школе. Они – источник постоянных конфликтов и недоразумений. Окружающие считают их плохо воспитанными. Бабушки и дедушки отказываются брать их на выходные.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность — это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое нарушает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т.д.

 Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, не подумав; во время занятий в группе выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии дожидаться своей очереди в играх; без специального умысла может совершать непродуманные поступки.

 Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате неправильного воспитания такой ребенок ожесточается, у него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком.

Дети с СДВГ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот, ребенок не оправдывает их ожиданий. Родители как можно раньше должны быть ознакомлены с проблематикой и со специфическими особенностями развития своих детей. Они как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях, и сознательно подойти к этой трудной работе.

Правильное отношение к ребенку проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это необходимо. Важным условием, серьезно влияющим на результаты и жизненные успехи таких детей, является продуманная система требований, которые родители предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетом его возможностей.

При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

  • с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

  • с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

     

    Рекомендации родителям

    Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или не довольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» -лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

     Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

    Некоторые приемы поведения

    В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

  • Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

    Для нормального развития ребенку с СДВГ нужны понимание, помощь и правильное отношение. Цель – научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ним его состояние, помочь ему концентрировать внимание, научить его подходящим способам учебы и помочь ему преодолевать социальные проблемы, если таковые существуют.

    Все это позволит ему достичь зрелости без заниженной самооценки, без отставания в учебе, овладев подходящими ему способами учебы, без тяжелых социальных проблем и с возможностью реализовать свои способности.

Список использованной литературы:

1.Арцишевская И. Л.Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп.- М.: Книголюб, 2005. - 64 с.

2.Заваденко Н.И.Как понять ребенка: Дети с гиперактив­ностью и дефицитом внимания.- М., 2000

Copyright MyCorp © 2017