Нарушения произношения шипящих звуков у детей младшего дошкольного возраста
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 18:24

Нарушения произношения шипящих звуков у детей младшего дошкольного возраста

Карнаухова А.Ф.
учитель-логопед отдела ДК и КРР
ОГБУ «БРЦ ПМСС»

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, незрелостью движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточное развитие речевого (фонематического) слуха. Поэтому в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясная и чистая по звучанию.

Среди нарушений звукопроизношения часто встречаются несовершенства произношения шипящих звуков. Шипящие звуки – это звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Звук Ш – согласный (наличие преграды в ротовой полости), ротовой, глухой, щелевой (по способу образования), переднеязычный (по месту образования), твёрдый. Является базовым для группы шипящих звуков (Ш. Ж, Ч, Щ). Если Ш произносится правильно, стоит добавить голос, получится звук Ж. Добавив подъём средней части спинки языка, получим Щ; смычку перед щелью – звук Ч. Поэтому нарушения этих звуков такие же, какие у звука Ш.

Произношение в норме: губы округлены, «окошечком», зубы чуть приоткрыты, широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба (за верхними зубами), но не прижат, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Звук Ж – отличается от звука Ш только тем, что он звонкий, т.е. при произнесении голосовые связки сомкнуты и вибрируют (если положить ладонь на область гортани, ощущается вибрация, а при произнесении звука Ш вибрация отсутствует).

Звук Ч – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

Звук Щ – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий.

Учителю-логопеду, как правило, не нужно ставить звуки Ч и Щ. Как только поставлены и автоматизированы Ш и Ж, звуки Ч и Щ ребёнок начинает говорить сам. Однако, при некоторых дефектах, например, межзубном или боковом произношении, бывает необходимость в постановке этих звуков. Используются для постановки Ч звукосочетание ТШ (слитное произношение в медленном, потом быстром темпе), для звука Щ – потянуть звук Ч или потянуть Ш, а язычок передвинуть ближе к зубам.

Звук Ш появляется у ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет. Может заменяться маленьким ребёнком на звуки СЬ, С (САПКА - шапка, СЮБА - шуба). Даже когда ребёнок научился говорить звук Ш, какое-то время путает в своей речи звуки Ш и С – это близкие по артикуляции звуки. Особенно трудно даются ребёнку слова, в которых есть оба звука (типа СУШКИ, САША и т.п.) В норме звукопроизношение ребёнка к 5 годам соответствует образцу речи взрослых. Если родители не допускают в своей речи «сюсюканья» с ребёнком и сами не имеют дефектов речи, звукопроизношение ребёнка постепенно усовершенствуется.

Однако, в практике часто встречаются случаи, когда звук произносится дефектно и без помощи логопеда овладение правильным произношением невозможно. Нарушения речи – это отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде (мы рассматриваем нормы русского языка).

Рассмотрим причины неправильного произношения шипящих звуков, не зависящие от речевого окружения ребёнка, а связанные с дефектами речевых органов ребёнка.

1. Короткая уздечка языка. Язык как бы «привязан», кончик языка не может подниматься вверх, отсюда гарантированные дефекты шипящих, звука Р, где подъём кончика языка необходим. Если ребёнок не может поднять кончик языка совсем или только чуть-чуть приподнимает его, помогите ему чайной ложкой или чистыми пальцами. Ребёнка срочно ведите к хирургу-стоматологу в детскую стоматологическую поликлинику. Уздечка надсекается, после этого можно приступать к постановке звуков.

2. Высокое узкое твёрдое нёбо. Слишком большой или слишком маленький язык. Это затрудняет нормальное артикулирование звуков.

3. Неправильное строение челюстей и зубов.

   Детские врачи ортодонты и стоматологи предупреждают, что нужно вовремя избавляться от вредной привычки сосать пальцы, так как она повлияет на положение не только молочных, но и постоянных зубов, поскольку их положение «закладывается» ещё на этапе молочного прикуса.

Вредные привычки ведут к следующим аномалиям:

• открытому прикусу;

• протрузии зубов фронтального отдела;

• глубокому прикусу с протрузией;

• образованию щелей (трём) между верхними зубами.

Кроме того, ребёнок привыкает прокладывать язык между верхними и нижними зубами или закусывать нижнюю губу, чем усугубляет уже имеющиеся нарушения. Перечисленные выше аномалии ведут не только к ухудшению внешнего вида, но и ко многим функциональным нарушениям, вредным для здоровья ребёнка. Такие дети не могут нормально откусывать и жевать пищу, у них вырабатывается неправильный тип глотания, возникают речевые проблемы (например, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, когда кончик языка прокладывается между зубами).

Конечно, таким детям требуется консультация ортодонта. Кроме того, в специализированных журналах появилась информация о специально разработанных пластинках MUPPYR. Существуют различные модели вестибулярных пластинок для коррекции аномалий прикуса и дефектов речи.

4. Расщелины верхней губы, твёрдого и мягкого нёба, что приводит к тяжёлым речевым расстройствам. Конечно, такие дефекты устраняются различными специалистами, логопеды работают с детьми до операции и в послеоперационный период.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

1. Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

2. Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

3. Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

4. Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

5. Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Выше перечисленные дефекты произношения звука Ш чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста обычного детского сада.

Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков.

Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…  Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб, 2005.

  2. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб: Просвещение, 2008

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Издательство «Просвещение», 2009

  4. Шашкина Г.Р, Зернова Л.П, Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Copyright MyCorp © 2017