Консультация для родителей "Как Вы можете помочь своему неслышащему ребенку дома?"
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 18:12

КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ НЕСЛЫШАЩЕМУ РЕБЕНКУ ДОМА?

Судопедагог ЦПМПК Белгородской области
Новаченко Елена Владимировна

С такими словами, как  «малыш…, ребенок» в семью входят радость, счастье, но если к этим словам добавляется диагноз «глухота», то это порождает тревогу и боль родителей, страх за судьбу ребенка. От Вашей, родители,  стойкости, силы воли и терпения зависит будущее неслышащего малыша.

Бронислава Давыдовна Корсунская - великий русский сурдопедагог сформулировала три важных исходных положения, которые должны знать родители и педагоги.

Первое. Умственные возможности развития здорового неслышащего ребенка, ни в чем не уступают возможностям слышащего.

Второе. Вера  в успех, умение воспитать эту веру в ребенке, упорная и настойчивая работа по обучению и развитию речи  - сделает неслышащего ребенка счастливым, поможет ему не ощущать свой физический дефект, или хотя бы, не тяготится им.

Третье. Глухой ребенок – прежде всего ребенок, а потом глухой.

Развитие речи у неслышащего  ребёнка предполагает накопление словарного запаса в процессе речевого общения с окружающими: родителями, сверстниками. Наиболее трудной задачей воспитания и образования ребенка с нарушенным слухом является формирование у него потребности в речевом общении.

Специально организованное раннее обучение неслышащего ребенка позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет за собой глухота и тяжелая тугоухость: отсутствие речи, отставание из-за немоты от своих слышащих сверстников в психическом развитии.

Трудно оценить значение помощи родителей своему ребёнку в познании окружающего мира. Обучая ребёнка вполне доступными для вас средствами, вы помогаете специалистам формировать и закреплять у ребёнка специфические умения. Вы можете закрепить полученные в школе произносительные навыки, навыки чтения с губ. Чем теснее вы будете поддерживать связь с педагогами, воспитателями, выполняя их советы, читая общую и специальную литературу по обучению и формированию речи у неслышащих, тем самым Вы сможете помочь своему ребенку  социализироваться в мир слышащих. Родителям следует, особенно на начальном этапе обучения,  обязательно посещать занятия специалистов: сурдопедагога, воспитателя.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждый неслышащий ребенок раз в 4 года обеспечивается бесплатными индивидуальными слуховыми аппаратами. Слуховые аппараты ребёнок должен носить постоянно, та как они помогают ему использовать самые малые остатки слуха. Ваша помощь будет достаточно ощутимой, если вы будете поддерживать тесную связь с педагогом, ведущим занятие по развитию слухового восприятия  и формированию произношения, интересоваться успехами своего ребенка.

Вы должны помнить, что в результате специальных упражнений, под влиянием развивающейся самостоятельной речи, состояние слуха у ребёнка измениться в лучшую сторону, он будет различать накопленный на специальных индивидуальных занятиях речевой материал на слух. Но если не носить слуховой аппарат или носить его от случая к случаю, не развивать остатки слуха, ребёнок будет чувствовать дискомфорт и может никогда не научиться пользоваться теми остатками слуха, которые у него остались. Если Ваш рeбёнок находится в специализированном детском саду или школе, то основная работа по развитию произносительных навыков происходит там. Но знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет учитель-дефектолог, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребёнка в процессе общения с ним дома.

Если Вы будете внимательно прислушиваться  к произношению ребёнка, даже, не зная, как исправить тот или иной дефект вы сможете помочь ему. В случае невнятного и плохого произношения попросите его повторить слово или фразу: «Повтори, я не понял. Говори хорошо». Это напоминание заставит ребёнка постараться восстановить знакомые ему ощущения, правильные положения языка, губ, которым на специальных занятиях обучал его учитель - сурдопедагог,  и самому исправить ошибку.

Если будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребёнка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо. Следите за слитным произношением слов и  за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять длительным произношением гласного звука в этом слоге.

Чтобы всегда понимать своего ребенка и помочь ему в овладении знаниями об окружающем, расширить словарный запас, родителям  необходимо овладеть дактильной формой  речи, которая широко используется в системе обучения детей с тяжелым нарушением слуха. Умение правильно показать знаки – первое исходное условие. Дактильные знаки нужно показывать четко и ясно, если что-то не получается или забыли, спросите у ребенка, как правильно показывать ту или иную букву алфавита, этим вы завоюете уважение у своего ребенка. Когда вы дактилируете обязательно произносите дактилируемое слово, следите, чтобы ваша речь была слегка замедленной, но ни в коем случае не утрированной - слоговой, иначе это плохо отражается на произношении ребёнка, на навыке чтения с губ. Наибольшую роль играет закрепление навыков чтения, письма и, как вспомогательного средства, дактильной речи.

Дома родителям нужно обратить внимание на понимание и использование в самостоятельно речи ребенка глаголов. Понимание поручений: дай, возьми, принеси, помоги, покажи, нарисуй, напиши. Привлекайте внимание ребёнка к движению губ и, произнося слова обычным голосом, вам следует убедиться, что ребёнок усвоил смысл обращенных к нему слов. Давайте поручения вразбивку.

Заведите блокнот, где вы будете записывать новые слова и понятия во время занятий, игр,  и, особенно, во время прогулок, чтобы закреплять навыки речевого общения и расширять словарный запас. Если Вы не можете объяснить что-либо ребёнку, записывайте слова и фразы в блокнот. Например: ребёнок видит и показывает Вам  на машину. Тут же напишите фразу: «Машина едет», обязательно обратите внимание на звук, который издает машина. Ребёнок видит, как вы готовите обед, запишите и дайте ему прочитать: «Я варю суп», «Я сварила суп». Очень важно чтобы ребенок высказывал свои наблюдения, видел, что взрослому важно и интересно то, что он говорит, что его не будут осуждать, если он что-то скажет неправильно.

После прочтения какой-либо таблички, наименования, записи, эту фразу следует повторить устно. Таких случаев Вам жизнь представляет множество, вы их используйте. Изо дня в день будут вырастать возможности ребёнка понимать и запоминать такие фразы. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую фразу на память и внимательно смотрел на вас, когда вы проговариваете новые слова. Если вы будете делать так систематически, то у ребёнка будет развиваться самостоятельная речь.

Записывайте впечатления, полученные им дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо на начальном этапе обучения подготовить таблички с названием игрушек, мебели, продуктов питания для закрепления словаря дома. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. Следует обсуждать просмотренные картины, мультфильмы, телевизионные детские передачи.

Записав текст или фразу, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковым печатным  шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Для лучшего запоминания и восприятия  предложение нужно писать в  одну строку, переносить слова не следует. В зависимости от степени понижения слуха у ребёнка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи.

Учить и воспитывать неслышащего ребенка огромный труд, но, сколько радости приносит первое и каждое новое слово, которое ваш ребенок произнесет самостоятельно – это ПОБЕДА! Желаю Вам успехов!

 

Используемая литература:

1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилалогия: Учебное пособие. М.,1999.

2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., Просвещение, 1970.

3. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. М., Просвещение, 1984.

4. Леонгард Э.И.  Я не хочу молчать!: Из опыта работы/ Э.И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А.Иванова.- М.: Просвещение, 1990.

5. Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. М.,1988.

6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед.учеб. заведений/[И.Г.Багрова и др.] ; по ред. Е.Г.Речицкой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Copyright MyCorp © 2017