Консультация дефектолога: "Возрастные особенности развития детей"
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:35

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Учитель-дефектолог
Еремеенкова Александра Александровна
 
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо в целом, но развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Периодизация развития основывается на выделении возрастных особенностей, которые рассмотрим подробнее в таблице.

Возраст

Социально – эмоциональное развитие

Развитие общей, мелкой моторики

Развитие зрительно – двигательной координации

Психическое развитие

Речевое развитие

Развитие восприятия, предметно – игровой деятельности

Развитие математических представлений

1-2 года

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь,  начинает проявлять гордость при достижении цели, эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Чертит карандашом штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "еда", "одежда".

 

 

2-3 года

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве.

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения. Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

 

3-4 года

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Выполняет двухсоставную инструкцию. Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.

Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы.

Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама).

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

Считает до пяти.

4-5 лет

Правильно называет времена года, части суток.

Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Различает правую и левую руку.

5-6 лет

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

 

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове. Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры - формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

6-7 лет

Ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Самостоятельно, без поддержки поднимается, спускается по ступеням. Хорошо, аккуратно вырезает ножницами.

Ребенок пишет печатными буквами короткие слова, выполняет штриховки различной сложности, графические диктанты, хорошо ориентируется на листе.

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух. Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Играет сюжетно-ролевые игры, принимая и применяя правила игры, занимая ведущие роли, придумывая новые правила, соответствующие существующим.

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

Следует конкретизировать, что мальчики развиваются, как правило, с некоторым запозданием, нежели девочки. Если, все же, Вы заметили серьезное отставание в развитии какой-либо сферы, стоит обратиться к специалистам, компетентным в данной области (психолог, психиатр, дефектолог, логопед, невролог). Такого рода консультативную помощь Вы можете получить в нашем Центре.

Copyright MyCorp © 2017