Использование мета-модели языка в индивидуальном консультировании
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.06.2017, 12:00

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТА-МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Педагог-психолог ЦПМПК
Калегина Наталья Анатольевна

Не будет ошибкой утверждать, что индивидуальное консультирование - один из сложнейших видов деятельности педагога-психолога. 

Вот приходит родитель со своими вопросами… Подросток не находит себе места… Жалуется учитель…

Иногда индивидуальная консультация предваряет другие виды  деятельности психолога, иногда работа по запросу разрешается в рамках консультации, но всегда перед специалистом стоит вопрос о том, как эффективно помочь клиенту.

Как правило, в индивидуальном консультировании психолог проходит через ряд этапов:

  • установление контакта;

  • выявление сути запроса;

  • формирование образа желаемого результата;

  • коррекционная работа;

  • завершение.

Исходя из опыта, обычно затруднения клиентов бывают вследствие:

  1. Непонимания  причин реальной проблемы. Иногда подобное неосознание звучит с первых слов консультации.  «Не пойму, что ему еще надо, - жалуется мама на угрюмого подростка, - я и разговариваю с ним и помочь стараюсь,  а он…».

  2. Наличия ограничивающих убеждений, зачастую противоречивых, которые мешают эффективному взаимодействию клиента в широком смысле слова.

  3. Иногда клиент при запросе и сам знает и назовет реальные  причины проблемы, но он не знает как  и что делать для выхода из ситуации. И тогда  психолог может столкнуться с необходимостью встраивания и отработки нового навыка (умения) у клиента.

Для того чтобы повысить эффективность психологической консультации, не упустить случайно важной информации,быстрее выйти нареальную проблему можно использовать технологию речевых стратегий на основе мета-модели языка.

Где под мета-моделью мы понимаем набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации. Она позволяет связать речь человека  с опытом, который передается через речь.

Опыт человека в речи отражается через три процесса:

-обобщения (позволяет формировать большие блоки из однотипной информации);

-упущения (позволяет пропускать незначительную информацию, а не хранить ее всю в сознании);

-искажения (заполняет пропуски и нехватку информации, сохраняя целостность видения).

«Обобщения», «упущения», «искажения» мешают психологу при консультировании увидеть реальную картину. Каким образом  специалист может преодолеть данные затруднения отражено в таблице мета-модельных нарушений.

Таблица мета-модельных нарушений.

Нарушения

Высказывания клиента.

Примеры

Возможные вопросы  консультанта

Упущения

Суждение

Неясен источник, на каком основании сделано суждение.

Давно известно, что…

Очевидно, что…

Все знают, что….

Кто именно сказал, что?

Для кого очевидно, что?

Кто это сказал и чем это подкреплено?

Сравнение

Она самая плохая девочка.

В сравнении с кем (чем)?

Деперсонализация Отсутствие действующего лица.

Меня унизили…

Отношения нарушены.

Кто/что именно?

Кто/что  конкретно?

Неспецифический глагол

Глагол, который отражает не конкретное действие, а отношения. В связи с тем, что каждый отдельный человек вкладывает свой особый смысл в слова, возникает необходимость уточнения.

Он меня отвергает.

Она меня презирает.

Как именно это происходит?

Номинализация (отглагольные существительные)

Он потерял ко мне уважение.

У меня трагедия.

Возврат в действие (глагольная форма)

Как это делается?

Обобщения

Примечание: очень часто наличие обобщений в речи клиента, указывает на наличие ограничивающих убеждений.

Модальный оператор возможности

Я не могу рассказать ей об этом.

Что вам мешает?

Модальный оператор необходимости

Я не должен помогать своим родителям.

Что случится, если вы все-таки  сделаете (не сделаете)?

Универсальное количественное

Мне всегда не везет.

Все плохие.

Всегда?

Никогда?

Каждый?

Было ли иначе?

Искажения

Сложное равенство

Если (Х), значит (Y).

Каким образом одно означает другое?

Выбор без выбора

Мы пойдем гулять в 7 или 9?

Что именно заставляет вас думать, что?

Чтение или приписывание мыслей.

Очень часто встречается при нарушении взаимоотношений у детей.

Да он меня терпеть не может.

Как именно вы узнали, что?

Причина – следствие

 Он извинился,  только потому что боится.

А могут быть другие причины?

 Как видим, основная цель подобных вопросов – конкретизировать высказывание клиента для прояснения смысла и восстановления целостной реальной картины запроса, однако  речевые стратегии на основе мета-модели в практике консультирования можно использовать еще и  для коррекции проблемы.

 Несмотря на то, что использование  речевых стратегий на основе мета-модели  обычно повышает эффективность при работе с запросом, следует сказать об одной из ошибок, которые могут допускать неопытные консультанты: неуместно большое количество вопросов при проведении консультации, так что она становится похожей на допрос.  В данном случае специалист всегда должен помнить об оптимальном балансе вопросов, активного слушания и, собственно, технологий коррекционной работы.

 Упражнение для практики.

Подберите вопросы к высказываниям клиента. Закройте правую половину таблицы и попробуйте ответить сами. Затем сверьте свои ответы.

Высказывание клиента

Возможный вопрос психолога

Я самая плохая…

Что ты такое сделала, чтобы так считать?

Мой сын меня отвергает…

Как именно это происходит? В чем выражается?

Я должен  был сделать так, как говорят ребята…

А что бы случилось, если бы не сделал?

Я не могу рассказать маме об этом…

Что тебе мешает?

Мне никогда не везет…

Никогда-никогда?

Если парень любит девушку, то приходит на свидание с цветами…

А каким образом связаны цветы и любовь?..

Он меня ненавидит…

Как именно ты понял, что он тебя ненавидит?

Литература:

  1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма “Класс”, 1999 г.

  2. Гагин Т.В., Козакевич С.С. Модели НЛП в работе психолога, М.: Изд-во Института психотерапии, 2009 г.

  3. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие, Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008 г.

Copyright MyCorp © 2017