Формирование интереса к чтению у будущих первоклассников
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:35

Формирование интереса к чтению у будущих первоклассников

методист отдела ППО

Блажчук Е.С.

Несмотря на то, что обучение чтению является частью общеобразовательной программы первого класса школы, родители стремятся привить у ребенка интерес к чтению, а также необходимые умения еще до того, как он станет учеником. Причин, по которым желательно развивать данный навык у детей дошкольного возраста множество:

- в процессе обучения чтению ребенок развивает свою речь, так как чтение является разновидностью речи (письменной), малыш запоминает эталоны грамматических конструкций, развивая способность правильно строить предложения, правильно выражать свои мысли;

- в процессе чтения ребенок узнает и запоминает новые слова, обогащая тем самым свой словарный запас;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, что поможет ему в будущем правильно писать;

- благодаря чтению ребенок узнает новую информацию, теперь он самостоятельно может извлекать интересующие его сведения, познавать окружающий мир еще одним способом;

- с помощью литературных произведений ребенок приобщается к культуре, учится добру, знакомится с общечеловеческими ценностями и обогащает свой внутренний мир.

 

Таким образом, приобщение ребенка к чтению играет важную роль в его общем развитии, развитии фонематического слуха, внимания, памяти, воображения, других психических процессов и свойств, а также упрощает дальнейшее обучение в школе.

Однако не следует забывать, что процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы, не всегда результативно обучается чтению и первоклассник, не говоря о детях младшего возраста, поэтому стремиться к достижению моментальных успехов в этом процессе, а также опережать развитие ребенка ранними нагрузками, не соответствующими его возрасту, не стоит.

В каком возрасте начинать обучение чтению? Привитие ребенку интереса к чтению начинается с чтения родителями вслух. Однако, существуют определенные возрастные границы, определяющие способность ребенка к обучению. Так, результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению.

По мнению других физиологов, психологов, логопедов, педагогов период 6-7 лет является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению.

 

Несмотря на все усилия родителей, дети могут так и не проявить интереса к чтению. Причин такого положения может быть множество.

Первой причиной падения интереса к книге у современных детей является увеличение времени, проводимых за компьютером и телевизором. Освоение компьютера порой опережает обучение чтению и письму.

Между тем у детей, «зависающих» у телевизора и злоупотребляющих компьютерными играми, заметно снижается социальная активность, падает физическая и интеллектуальная работоспособность. Потому что длительное сосредоточение на плоскости телеэкрана или компьютерного монитора перегружает зрительные анализаторы, а через них оказывает угнетающее воздействие на нервную систему в целом, отнимая ресурсы, необходимые для умственных занятий, традиционных игр и общения.

У детей, которые привыкают к суррогатным формам удовольствия и систематически испытывают на себе информационный стресс, нарушается мотивационная сфера, притупляется познавательный интерес и слабеет способность к волевому поведению. А чтение требует от ребенка приложения усилий концентрации и терпения.

Преждевременное начало обучения чтению и неадекватные ожидания взрослых.
По оценке физиологов, в дошкольном возрасте к началу обучения чтению готовы приблизительно 20% детей. Как правило, они без затруднений начинают читать, вызывая у родителей удивление и радость. Остальные 80% дошкольников к самостоятельному чтению интереса не проявляют, учиться читать не хотят, обучение чтению дается им с большим трудом.

Чтобы родители хотя бы приблизительно могли почувствовать и понять, что испытывают дети на начальном этапе обучения чтению, им предлагается небольшое упражнение.

Упражнение для родителей. Инструкция: «прочтите вслух отрывок и перескажите».
Отрывок из «Песни о Вещем Олеге» на древнерусском языке: «И живяше Олегъ, миръ имъя къ всъмъ странамъ, княжа въ Киевъ. И приспъ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бъ поставилъ кормити, не всъдати на нь. Бъ бо преже въпрошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умьрети?». И рече ему одинъ кудесникъ: «Княже! Конь, егоже любиши и еъздиши на немъ, от того ти умрети». Олегъ же приимъ въумъ, си рече: «Николи же всяду на конь, ни вижю его боле того». И повълъ кормити ъколко лътъ не дъя его,
дондеже и на гръкы иде. И пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лъта, на 5 лъто помяну конь свой, от негоже бяху рекъли умерети Ольгови».

Главной проблемой при выполнении упражнения естественно станет и затруднение прочтения самого текста, и отсутствие его понимания. Что, в свою очередь, приводит и к затруднению с пересказом. Этот опыт позволяет взрослому почувствовать себя в положении ребенка. Упражнение помогает понять и признать трудности детей.

Взрослые не читают детям.

Итоги мониторинга чтения, проведенного в России в 2008 году, неутешительны.
По данным социологов, только в 8% современных семей родители читают своим детям книги. К сожалению, в старшем дошкольном возрасте, особенно на этапе подготовки к школе, родители часто перестают читать детям вслух. Они объясняют это недостатком времени или убежденностью, что ребенок уже может начинать читать сам.

Но дошкольники, как и большинство младших школьников, еще не могут быть читателями в полном смысле этого слова, поскольку чтение для них является пока только техническим навыком. Родители, испытавшие при выполнении упражнения чувство растерянности и беспомощности, связанное с непониманием текста, соглашаются с такой оценкой детских возможностей.

Дошкольники - благодарные слушатели. Интерес к книге у них формируется постепенно, в том числе и под впечатлением совместного семейного чтения.

Взрослые не читают сами.

Между тем самый верный и естественный для взрослого способ пробудить в ребенке интерес к книге - это читать самому, и читать с удовольствием. Родительский пример для ребенка наиболее убедителен.

 

Как обучать ребенка чтению?

 

Обучать ребенка чтению необходимо постепенно. Книги должны соответствовать возрасту ребенка. Начинать следует с «игровых» книг, которые содержат в себе не только текстовые составляющие, но и картинки, интерактивные объекты, которые можно двигать, раскрывать. Когда ребенок будет видеть комбинацию текста и всех этих объектов, он, скорее всего, начнет читать, и ему это понравится, в дальнейшем уже не понадобятся мотивирующие книги. Можно использовать игровые формы обучения, организовав, например, с несколькими детьми игру-бродилку, где инструкции будет необходимо читать, чтобы добраться до клада.

Среди способов разнообразить процесс чтения добавлением более активных занятий стоит назвать рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластилина, делать аппликацию, вырезать из бумаги. Можно даже сшить понравившегося героя. Или вышить его (выбирайте, что вашему ребенку больше по душе).

Читайте своему ребенку вслух интересные книги.

Известно, что многие родители на ночь читают детям книжки. В период, когда дети изучают грамоту и отрабатывают свою технику чтения, очень полезно им не просто слушать текст сказки, а, параллельно следя глазами по тексту, примечать, как рассказчик развивает историю. Такое чтение называется «заплечным». Если ребенок только учится читать, использовать всем известный способ: начало читает родитель, а в самом интересном месте говорит, что «сеанс» чтения закончен, но если ребенок хочет, он вполне может осилить эту книгу сам. Привыкнув к интересной литературе, ребенок и дальше будет читать книги.

Не прекращайте чтения вслух, когда ребенок начинает
читать сам. Помните, что чтение для дошкольника — это прежде всего общение с родителями. Читайте с ребенком попеременно. Предложите ему почитать вам, когда вы заняты домашними делами.

Терпеливо выслушивайте неумелое чтение своего ребенка, не перебивая его и все время, удерживаясь от высказываний своих взрослых поправок. Не проявляйте излишнего рвения и озабоченности, если вам кажется, что у ребенка пока
не слишком хорошо получается читать. Хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Ориентируйтесь на его индивидуальные особенности и возможности.

Читайте сами, показывая ребенку пример. Если вы любите читать, то, возможно, однажды и ваш ребенок возьмет в руки книгу САМ. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или «выразительное чтение» родителей своим детям перед их сном.

Всему свое время, и в вопросе чтения родителям лучше не опережать естественный ход событий и, уж конечно, не убыстрять индивидуальный темпоритм развития своего ребенка, воспитывая интерес к чтению.

Список литературы:

  1. Татьяна Боева Мамина школа: шаги навстречу книге // Школьный психолог, № 17 - 2011 г.
  2. Вячеслав Букатов О формировании интереса к чтению // Школьный психолог, № 5 - 2014 г.

 

 

 

Copyright MyCorp © 2017