Если говорить только о плохом
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:36

Если говорить только о плохом

педагог-психолог
Иванова  Татьяна  Анатольевна

В пылу ссоры, а порой и просто в воспитательных целях, мы, взрослые, любим раздавать определения относительно личности наших детей, их характера, внешности, успешности и даже будущего.

Кто из нас не слышал (в свой адрес или в адрес любого другого ребенка): «неумеха», «лентяй», «кривые руки», «она у нас такая стеснительная», «да не реви, ты же мальчик!»

Главная опасность подобных эпитетов в том, что они являются своеобразными программами, определяющим поведение ребенка, как в настоящем, так и в будущем.

Разберем наиболее типичные из них.

- «Лентяй!» - любимое словечко деятельных мам и пап, кото­рое они употребляют по любому поводу: и когда ребенок дей­ствительно поленился и не сделал, но чаще - при любом отри­цательном результате: когда не выполнил, потому что не понял как, когда не сумел распланировать день и не успел, когда просто забыл (ну, а разве со взрослыми такого не случается?).

Навешивая такой ярлык, мы лишаем ребенка инициативы. Логика его проста: «Есть ли смысл стараться, если можно и не напрягаться: слово для меня все равно уже придумано, на него все и спишем - лентяй я, да, - и что?». Конструктивнее с радостью отмечать каждый случай прояв­ления трудолюбия (тогда хотя бы будет стимул приложить уси­лия!), чем раз от разу тыкать носом в «диагноз» - подобная кри­тика от лени не вылечила еще никого, а вот упрямство от нее растет, как на дрожжах.

- «Ты такой неосторожный», « Вечно с тобой что-то случается» -

это те самые программы, которые в народе называют «сглазом». Подумайте, как это работает: парализованный родительской уве­ренностью в том, что с ним непременно произойдет что-то пло­хое, ребенок в критической ситуации поведет себя пассивно или запаникует, не попытается справиться самостоятельно и все: неудача, а то и беда, - обеспечены. Очень часто случается, что тревожные родители, и сами обла­дающие изрядным количеством страхов, делятся своим «богат­ством» с детьми, создавая в их жизни дополнительные трудности. Поэтому не надо бегать за ребенком по площадке с криком: «Сейчас упадешь» - вероятность того, что так и произойдет, в этом случае увеличивается в разы.

- «Будь хорошим мальчиком!». Первый вопрос, возникающий в голове ребенка, услышав такую фразу: «А я что - плохой?», «Я не достаточно хороший?». Подобные родительские фразы вы­дают тот факт, что они не уверены в сыне или дочери, не доверя­ют их способности справиться и быть на высоте. И если в ребенке силен дух противоречия или же он просто  находится в кризисном возрасте (в три года или в тринадцать это проявляется примерно одинаково), то, вполне возможно, по­пробует назло вам показать, как хорошо он умеет быть плохим. Ну, а мнительного, слабого духом ребенка такие слова убедят в том, что родители в него не верят.

- « Ты никогда не слушаешь, что я говорю», «Ты такая непо­слушная!» - это последняя из распространенных «программ», которые прописываются родителями своим детям. Убеждая ребенка в том, что он невнимателен, непослушен, - словом, плох, - мы провоцируем его на то, чтобы доказать на деле, как мы правы. Помните пословицу о том, что если человека сотню раз назвать свиньей, он захрюкает? Она как раз об этом.

Итак, давайте задумаемся: откуда маленькие дети узнают, какие они? Конечно, с наших слов. Мы - главные ориентиры в их мире, и если мама или папа (до определенного возраста - непререкаемые авторитеты) о чем-то говорят, включая и оценку личности ребенка,- значит, это истина в последней инстанции.

Самооценка ребенка складывается из наших, родительских
оценок, - даже брошенных мимоходом, в общении со своими
приятелями или родственниками, когда нам кажется, что «ребенок все равно не слышит». Большинство наших комплексов подарены нам папами и мамами, даже если мы не отдаем себе в  этом отчета, поскольку не помним, откуда что взялось, но ведь нам ужасно неуютно и некомфортно с ними, неправда ли? Так стоит ли награждать подобным наследством наших сыновей и дочек?

 

Список использованной литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ,2008.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ,2008.

  3. Дольто Франсуаза. На стороне ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

  4. Курдюмов Николай. Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей. – М.: Путь, 2006.

  5. Царенко Наталья. Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений. – М.: Суфлёр, 2013.

 

 

 

Copyright MyCorp © 2017