АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ПЕДАГОГОВ-П
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.08.2017, 21:40

АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

 (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОУ)

Заместитель директора, педагог-психолог

Викторова Екатерина Александровна

Как показал опыт последних лет, образовательные учреждения все чаще сталкиваются с разными типами кризисных ситуаций. Одни из них локальны и касаются только учеников и школьный персонал (такие как телефонный терроризм, переживание утраты, в связи со смертью ученика, преподавателя), другие носят более глобальный, региональный характер (террористические акты, стихийные бедствия и т.д.). Экстремальная (чрезвычайная) ситуация может представлять угрозу физической безопасности учащихся. К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования. Одни бедствия случаются в стенах школы, другие – за ее пределами. Эти факторы влияют на реакцию в кризисных ситуациях. Но вне зависимости от типа ситуации сотрудники образовательного учреждения сталкиваются с необходимостью планирования действий в соответствии с происшествием, а также как распознать, понять поведение учащихся. Такие события, будучи неплановыми, неожиданными для обычного течения школьной жизни, часто не получают достаточного внимания со стороны администрации. Именно поэтому любая кризисная ситуация предполагает осуществление со стороны школьной администрации следующих шагов:

Первый шаг – позвонить семье, предложить помощь, поддержку. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного.

Второй шаг – поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных.

Третий шаг – ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся справиться с эмоциональными последствиями ЧС.

Четвертый шаг – определить политику контакта со средствами массовой информации, какую информацию предоставлять.

Пятый шаг – оценить необходимость обращения за помощью в региональный (городской или районный) центр психолого-медико-социального сопровождения и другие организации.

Шестой шаг – оповестить вышестоящую организацию о ЧС.

Седьмой шаг – выделить аудиторию для групповой работы и других особых целей.

Восьмой шаг – рассмотреть, составить расписание (в зависимости от ситуации школа может быть закрыта на день, работа учреждения может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на «группу риска» и т.д.); рассмотреть возможную деятельность всех подразделений школы (кружков и т.д.).

Девятый шаг – предпринять шаги по выявлению «группы риска».

Десятый шаг – определить необходимость связаться с родителями учащихся «группы риска».

Одиннадцатый шаг – в случае смерти или самоубийства принять необходимые меры в отношении личных вещей.

Двенадцатый шаг – пригласить бригаду мобильной экстренной психологической, психиатрической помощи по работе с посттравматической ситуацией.

Тринадцатый шаг – представить информацию в городскую службу экстренной психологической помощи (информация включается в себя следующие сведения – школа, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной школьной бригадой, ее действия).

В каждой кризисной ситуации среди педагогов и родителей распространяются памятки с напоминанием о том, как следует и не следует себя вести, что и как следует и не следует говорить, кратко описывается течение переживания горя, симптоматика переживания страха, гнева, вины, депрессии т.д. (памятка №1, 2).

Рекомендации предлагаются в дополнение к установленному порядку работы администрации и педагогического коллектива в условиях ЧС и должны использоваться при разработке плана действий в кризисных ситуациях каждым образовательным учреждением.

Памятка 1

В кризисной ситуации педагогу (классному руководителю) необходимо обратить особое внимание на встречающиеся ярко выраженные проблемы у школьников, нуждающихся в дополнительной помощи. Ниже приводятся критерии выявления учащихся, составляющих «группу риска».

·        Учащийся не выполняет школьные задания или поручения довольно значительное количество время, при условии, что большинство сверстников справляются с работой.

·        Учащийся с высоким уровнем эмоциональных реакций (к примеру, агрессивность, плач, слезливость).

·        Учащийся в депрессии, а также нежелающий общаться.

·        Учащийся с низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания.

·        Учащийся с суицидальными идеями, а также учащийся, который преднамеренно наносит себе повреждения (ранит себя и т.д.).

·        Учащийся с очевидно возросшим количеством употребления алкоголя или наркотиков.

·        Учащийся, набирающий или теряющий значительный вес за короткий период времени.

·        Учащийся, перестающий обращать внимания на личную гигиену.

 

Памятка 2

При самостоятельной работе с учащимся педагогу (классному руководителю) необходимо:

·        Постараться определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит.

·        Попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный конкретный момент.

·        Выявить наиболее актуальную проблему с точки зрения учащегося.

·        Выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или взрослого.

·        Совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем.

·        Обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой.

 

Литература:

Алгоритм психологической помощи в экстренных ситуациях (рекомендации для администрации, педагогов-психологов ОУ) составлен с учетом рекомендаций и материалов Центра экстренной психологической помощи МГППУ (руководитель – канд. психол. наук Бурмистрова Екатерина Викторовна), НПЦ «Психология экстремальных ситуаций» ПИ РАО (руководитель – Захаров Алексей Валерьевич)

Copyright MyCorp © 2017