Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 18:08

Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации

Методист отдела ППО
Блажчук Е.С.

Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации  является серьезным испытанием, как для самого малыша, так и для его родителей. Стресс и изменения в поведении ребенка неизбежны, однако, степень их выраженности может быть разной. Все родители хотят знать, как сократить переход ребенка к новому образу жизни и сделать его максимально безболезненным.

Главной причиной стресса являются многочисленные перемены в жизни ребенка, необходимость взаимодействовать с незнакомыми людьми. Ребенок привык к установленному  в семье распорядку дня, имеет свои устоявшиеся привычки, выработал свой стиль поведения с членами семьи. Тяжелее всего приходится детям, привыкшим к общению только в семейном кругу. Замкнутый образ жизни семьи в данном случае является причиной, тормозящей образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми и детьми. А это значит, что в первые дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне. Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

В первое время для ребенка непривычен уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.  В это время дети стать робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. В период адаптации в силу фактора эмоционального напряжения может также возрасти возможность заболевания.

В поведении вновь принятых детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно временное нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи и кала. Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение температуры, появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других отсутствие аппетита. В среднем адаптация детей к детскому саду длится 2-3 недели. Однако данный период может затянуться на несколько месяцев.

Если психика ребенка достаточно сформирована, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, если родители постепенно подготовили его к относительной самостоятельности – адаптация проходит безболезненно. В случае, если ребенок в социальном плане развит недостаточно, слишком привязан к матери – на адаптацию уйдет много времени и сил. Поэтому целесообразно говорить о формировании родителями психологической готовности ребенка к детскому саду.

 

Как подготовить ребенка к детскому саду?

 

1. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Для сокращения периода адаптации важно еще до поступления в детский сад научить ребенка общению с другими людьми, кроме членов семьи. Если ребенок не общается с другими родственниками, кроме папы и мамы, друзьями родителей, соседями, детьми во дворе, хотя бы в элементарной форме, адаптация проходит гораздо тяжелее. Также важно Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям и персоналу детского сада, оно расположит ребёнка к общению.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения Вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет Вашему ребенку.

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

2. Чтобы избежать тревожности, эмоционально настройте ребенка. Расскажите ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".

Когда Вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время Ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.  

3. Ознакомьте ребенка в подробностях о режиме  в детском саду. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, Вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".

4. Ребенка необходимо приучать с самого раннего возраста приспосабливаться к новым ситуациям, не привязывая во всем к себе. Разнообразие видов активности, чередование физических и интеллектуальных игр, демонстрация ребенку различных точек зрения на те или иные вещи, демократический настрой родителей способствуют более легкой адаптации ребенка.     За ребенком родителям лучше приходить в разное время, чтобы ребенок не привык, и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.  Привычки у детей уходят сами по себе - рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.

5. В силу сохранения тесных эмоциональных связей ребенка и матери в дошкольном возрасте, маме не следует слишком тревожиться о том, что ребенок попал в новую среду, по крайней мере, не стоит проявлять эту тревогу, поскольку она обязательно передастся малышу и процесс адаптации сильно затянется. При ребенке не следует также обсуждать его проблемы в садике, претензии воспитателей к его поведению. Избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников в присутствии ребенка. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

6. Целесообразно воспользоваться подготовительным периодом в посещении детского сада, если он предусмотрен в конкретной образовательной организации. Подготовительный период – это 1-2 недели, когда ребенок посещает ДОУ по несколько часов в день, постепенно увеличивая промежуток пребывания в детском саду – до полдника, обеда и т.д. Возможно также пребывание на первом этапе ребенка с родителем. Так как для ребенка все в новинку, будет полезно, если он осмотрит эти новшества в присутствии знакомого человека, а не пока еще чужой воспитательницы. Во многих детских садах присутствует такая практика.

7. Сформированность гигиенических, культурных навыков, навыков самообслуживания также играет важнейшую роль в облегчении периода адаптации ребенка. Это следующие умения: мытье рук, умение кушать ложкой, обращаться к взрослому, здороваться и прощаться, др. Если семья следит за формированием полезных навыков, чтобы ребенок мог совершать самостоятельные действия: убирать за собой, выполнять элементарные занятия по дому, обслуживать себя, несмотря на присутствие родителей – ребенку будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду. Очень часто причиной выключенности ребенка из коммуникации воспитателя со сверстниками является элементарная несформированность бытовых навыков.

8. Поскольку ребенок большую часть времени теперь будет проводить в условиях детского сада, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. Для этого необходимо заранее постепенно менять домашний режим, за месяц, «не ломая» ребенка» и свою жизнь», по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо заранее спросить у воспитателей - какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять все правила детского сада. Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома выступает важнейшим условием, облегчающим ему адаптацию к перемене в образе жизни.

9. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, Вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений.

Список литературы:

1. Шпаргалка для родителей "Адаптация детей в детском саду". - режим доступа: http://superpredki.ru/detskaya-psihologiya/adaptatsiya-detey-v-detskom-sadu.html

2. Герасимчук Н.Е. Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад. - режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/24/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam

 

Copyright MyCorp © 2017